FrançaisEnglishРусский
 

Бодуэн де Куртенэ

(13.03.1845 года [Радзымин]- 03.11.1929 года [Варшава])

Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ является одним из основателей Лиги образования, основанной в 1906 году в Санкт – Петербурге. Он прожил долгую и в целом счастливую жизнь, хотя были в ней и вынужденная разлука с родным краем и даже тюремное заключение. Необычная фамилия учёного восходит к древнему французскому роду де Куртане, а предки правили в Латинской империи, государстве, основанном крестоносцами в Константинополе. Он родился в Радзымине близ Варшавы, в части Польши, которая входила в состав России. Он блестяще окончил Варшавский университет. Однако после поражения 1863 – 1864гг. царское правительство не разрешало польской интеллигенции работать в Привислинском крае, так называлась тогда Русская Польша. Завершив обучение за границей и защитив в 29 лет докторскую диссертацию, Иван Александрович уехал преподавать в Казанский университет. Именно в Казани он нашёл себя как учёный, там сложилась его научная концепция, там же он создал школу языковедов.

В 1870 г. получил в Лейпциге степень доктора философии, после того защитил магистерскую диссертацию "О древнепольском языке до XIV столетия", сохранившую и до сих пор научное значение, и был допущен Петербургским университетом к чтению лекций по сравнительной грамматике индоевропейских языков в качестве приват-доцента, явившись, таким образом, первым преподавателем этого предмета в Петербургском университете. В 1872 г. Бодуэн де Куртенэ снова был командирован за границу, где пробыл три года. В 1874 г. он был избран Казанским университетом в доценты по кафедре сравнительной грамматики и санскрита, никем там не занятой со времени ее учреждения по университетскому уставу 1863 г. В 1875 г. Бодуэн защитил свою докторскую диссертацию "Опыт фонетики резьянских говоров", увенчанную Уваровской премией Императорской Академией Наук и представляющуюся и в наше время образцом диалектологической фонетической характеристики. В конце 1875 г. он получил в Казанском университете звание профессора. Около него образовалась группа молодых лингвистов, положившая начало так называемой казанской школе языкознания.

Бодуэн де Куртенэ был одним из самых влиятельных лингвистов России конца 19 – начала 20 в. Многие его идеи носили глубоко новаторский характер и значительно опередили свое время; весьма распространен взгляд на него как на своего рода «восточноевропейского Соссюра», чему способствовала его роль в создании фонологии – одного из самых «структуралистских» разделов науки о языке. Идеи Бодуэна разбросаны по многочисленным небольшим статьям, затрагивающим разнообразные проблемы лингвистики, прежде всего общего языкознания и славистики.

Бодуэн де Куртенэ был одним из самых влиятельных лингвистов России конца 19 – начала 20 в. Многие его идеи носили глубоко новаторский характер и значительно опередили свое время; весьма распространен взгляд на него как на своего рода «восточноевропейского Соссюра», чему способствовала его роль в создании фонологии – одного из самых «структуралистских» разделов науки о языке.

Лингвистику Бодуэн рассматривал как психологическую и социальную науку; занимая позиции психологизма, считал единственной реальностью язык индивидуума, однако в то же время стремился к объективному подходу к языку, одним из первых поставил вопрос о точных методах в лингвистике, предлагал выделять слова на основе строгих процедур. Впервые в мировой науке разделил фонетику на две дисциплины: антропофонику, изучающую акустику и физиологию звуков, и психофонетику, изучающую представления о звуках в человеческой психике, т.е. фонемы; впоследствии эти дисциплины стали называть соответственно фонетикой и фонологией, хотя некоторые из непосредственных учеников Бодуэна пытались сохранить его терминологию. Ввел в науку о языке термины «фонема» и «морфема» в их современном понимании, объединив в общем понятии морфемы как минимальной значимой единицы языка понятия корня и аффикса. Одним из первых отказался считать лингвистику только исторической наукой и изучал современные языки. Исследовал вопрос о причинах языковых изменений, занимался социолингвистикой, теорией письма, участвовал в разработке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917–1918. Отредактировал и дополнил словарь В.И.Даля.

Иван Александрович писал и издавал свои работы на трёх языках: русском, польском и немецком. Он активно участвовал в политической жизни, выступая за права языков малых народов России. За это в 1913 году его арестовали , а затем несколько лет не допускали к работе в Петроградском университете. В 1918 году Польша стала независимым государством ион вернулся на Родину, где пользовался большим уважением. В двух странах – России и Польше – он по праву считается отечественным языковедом.

Источники:

1.      Русский язык. Энциклопедия. Ф.П.Филин.

2.      Русский язык в 8 классе. (под редакцией Разумовской).

3.      Энциклопедия для детей. Русский язык, языкознание.

 

Подготовила Анна Дуброва