FrançaisEnglishРусский
Лига образования / Интервью / Анжела Пачина
 
28.03.2014

Анжела Пачина

Продолжаем знакомить с мнениями экспертов, которые были привлечены Лигой образования к проведению общественной экспертизы школьных учебников. Слово - кандидату педагогических наук,  старшему  преподаватель кафедры дошкольного >и начального образования БОУ ДПО "Институт развития образования Омской области" Анжеле Геннадьевне Пачиной.

- Какие главные критерии оценки учебников использовались в общественной экспертизе? Кем они формировались? Что можно сказать о критериях: полны, достаточны или есть необходимость их дополнить?

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047 г. Москва "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" достаточно четко определяет процедуру экспертизы, ее виды, критерии. Впервые в этом приказе введена общественная экспертиза как обязательная. Это новый вид экспертизы, участниками которой являются представители педагогической и родительской общественности, а также социальные партнеры, заинтересованные в качестве образовательных услуг образовательных организаций.

Прежде всего – это те аспекты, на которые обращают внимание родители учеников, социальные партнеры, общественность в целом. Это – качество школьных учебников, их воспитательная направленность (какие ценностные ориентиры положены в основу учебных заданий? способствует ли содержание учебника осознанию смысла школьный жизни? способствует ли содержание учебника созданию условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах семьи, общества и государства?), их развивающая направленность (обеспечивает ли содержание учебников развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира? развивает ли учебник способности детей решать познавательные, практические, жизненные проблемы и задачи?), их эстетическая направленность, оформление (какое влияние на восприятие материала ребенком оказывают иллюстрации, стиль, цветовая гамма и пр.? носит ли это здоровье сохранный характер?), их практическая направленность (подходит ли учебник для многократного использования?) и некоторые другие критерии.

- Главная цель, ориентирующая деятельность экспертов, выявление позитивных и негативных факторов влияющих на развитие ребенка. Какие учебники действительно оказывают развивающий эффект, а какие лишь имитируют это?

- Полученные экспертные заключения по результатам общественной экспертизы выступают одним из оснований для принятия решения об использовании или неиспользовании учебников в образовательном процессе. Поэтому экспертиза имеет большое значение для повышения качества школьных учебников.

Использование «качественных» учебников повлечет и совершенствование образовательного процесса в условиях реализации нового образовательного стандарта. Учебник – это один из эффективных инструментов в руках учителя при решении актуальных педагогических задач, один из главных инструментов в руках ученика при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

- Как была организована общественная экспертиза школьных учебников?

В этом году общественную экспертизу проводили три общественные организации: «Российский книжный союз», «Российская школьная библиотечная ассоциация» и общественная организация «Лига образования». В уставах названных организаций есть соответствующий вид деятельности, что позволяет им выступать в качестве организаторов, создавать необходимые и достаточные условия для проведения общественной экспертизы.

В основу организационной деятельности «Лиги образования» были положены принципы законности, социальной значимости, добровольности проведения экспертизы, независимости и объективности, полноты и достоверности информации. Руководствуясь этими принципами, сотрудники сформировали состав экспертов, создали необходимые условия для их продуктивной деятельности.

- Как формировался состав экспертов, экспертных групп?

- Для проведения процедуры экспертизы были привлечены педагоги, представители общественности, обладающие специальными знаниями об экспертизе, имеющие опыт экспертной деятельности. Из их числа были сформированы группы (секции) по направлениям: начальная, основная и старшая школа; для повышения оптимальности экспертизы учитывалась предметно-содержательная направленность материалов экспертизы (содержания учебников).

 К экспертизе каждого учебника в обязательном порядке привлекались не менее трех экспертов. При проведении экспертизы учебника был исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

- Поможет (и как) общественная экспертиза улучшить качество учебной литературы и, как следствие, и образования в России?

- В соответствии с порядком формирования федерального перечня учебников, экспертные заключения содержат один из следующих выводов: учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение); учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников. Это общие выводы, сформулированные на основе соответствия/не соответствия критериям, характеризующим учебники.

Ценность  экспертной деятельности в рамках данной процедуры видится в том, что каждый эксперт имел возможность глубокого, содержательного анализа материала учебников, его эстетических и др. характеристик. Полученная информация, представление о фонде учебной литературы, который будет сформирован по результатам экспертизы, безусловно, имеет практическую значимость. Эксперты, как уже отмечалось, это и педагоги, и социальные партнеры, заинтересованные в повышении качества образовательного процесса. Выводы, полученные по результатам экспертной деятельности, выступают основанием для выбора достойной учебной литературы для обучающихся российских школ. В этом заинтересованы и авторы учебников, и издатели учебной литературы. Вместе с тем, мнение экспертов позволит обратить внимание на слабые стороны учебников, что повлечет за собой внесение авторами и издателями позитивных, конструктивных корректив, обновление содержания и оформления учебников. А это значит, что новое поколение учебников будет более совершенным!