Дудка Людмила Николаевна – Заслуженный учитель РФ, член Союза журналистов России, депутат Районного собрания депутатов, победитель конкурсного отбора приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 году. Участвовала в общественной экспертизе учебников, организованной Лигой образования.
-В чём особенности общественной экспертизы учебников, какие задачи она решает?
- Как только было объявлено об идее созыва Общественной экспертизы учебников федерального перечня, я подумала о том, что смогла бы участвовать в ней, потому что учитель-практик, журналист, депутат районного собрания депутатов, где курирую социальные вопросы и вопросы образования, - мне это близко. Мне повезло: я приняла участие в общественной экспертизе учебников по приглашению «Лиги образования». Считаю, что это своевременный эффективный и реально действенный алгоритм повышения качества учебной литературы, потому что в последние годы от обилия учебников, как говорится, пестрит в глазах, но качество иногда оставляет желать лучшего: и опечатки, и явно грубые ляпы, и откровенные ошибки.
Идея общественного мониторинга учебной литературы не нова, потому что в некоторых странах Европы общественность принимает непосредственное участие в разработке образовательного контента. А теперь и в России общественная позиция становится все более привычной для нашей системы образования.
- Как была организована общественная экспертиза школьных учебников?
- Общественная экспертиза учебников проводилась в интересах общества в целом, ее результат – заключение: рекомендовать учебник или не рекомендовать, в том числе и с предложениями по устранению недостатков. Проведена она достаточно эффективно. Экспертам была предоставлена полная самостоятельность в составлении заключений. Условия для работы были достаточно комфортными. Организационные вопросы решались в рабочем порядке, в каждой из экспертных групп был куратор; на общем собрании были четко определены задачи работы экспертов. До сведения каждого были доведены требования к оформлению заключения, критерии оценки, инструкции по заполнению формы заключения.
Недавно прочитала в интернете, что на общественной экспертизе якобы давили и что некоторые из экспертов публично отказывались участвовать в ней. Ничего подобного у нас не было! Никто ни на кого не давил, учебники, на которые я писала заключения, были представлены разными издательствами, и вообще, смешно думать, что давление в условиях работы общественной экспертной группы возможно: приехали люди из разных регионов России, многие из глубинки – люди, совершенно незнакомые до этого друг с другом. О каких точках пересечения в области лоббирования издательств может идти речь? Да мы и не видели никаких представителей издательств!
- Как формировался состав экспертов, экспертных групп?
- Я была в составе экспертной группы, работающей с учебниками гуманитарного блока. Могу сказать, что состав группы был обширным и по территориальной принадлежности, и по профессиональным интересам. Эксперты работали независимо друг от друга, выбирались случайным порядком из базы экспертов, сформированной Экспертной организацией, то есть конфликт интересов между экспертом и заказчиком был абсолютно исключен – это правило соблюдалось точно и неукоснительно. По результатам жеребьевки каждый из экспертов занял свое рабочее место. Я наблюдала работу нашей группы и могу заверить Вас, что никаких подводных «течений» в отношении преференций в сторону тех или иных учебников не было.
- Какие главные критерии оценки учебников использовались в общественной экспертизе? Кем они формировались? Что можно сказать о критериях: полны, достаточны или есть необходимость их дополнить?
- Привлекли определяющие границы самой экспертизы, оценивающей учебник по востребованности, по внешнему художественному оформлению, цветовому решению, удобству в использовании, эстетическому восприятию и формату, практичности, разнообразию и качеству иллюстраций, их соответствию содержанию учебного материала; по соответствию информационных положений, стимулирующих чтение. А еще эксперт оценивал наличие материала воспитывающего характера, материала, способствующего развитию личности и созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося.
Но вот насчет перечисленных критериев могу сказать, что они, мягко говоря, несколько формализованы, поэтому, по моему мнению, были не совсем удачны в том плане, что некоторые критерии так или иначе повторялись; последний критерий о создании условий для самоопределения и социализации прописан завуалированно и может трактоваться обширно. Мне кажется, что этот раздел должен быть прописан более конкретно. На этапе общественной экспертизы мы не вникали глубоко в содержание учебника (это уже сделала профессиональная экспертиза), а оценивали его правильное методическое оформление. И все же к числу удачных основополагающих аспектов отнесу полноту (в рамках заявленной общественной экспертизы) характеристики учебника.
- Поможет (и как) общественная экспертиза улучшить качество учебной литературы и, как следствие, и образования в России?
- Конечно, общественная экспертиза учебников выполнила свою важную роль, она была необходима, и в этом ни у кого сомнений нет. Другое дело, что некоторые из учебников, рекомендованных экспертами, потом оказались не в перечне рекомендованных, но это, как говорится, вопросы уже не к экспертам. Думаю, что процедура полной оценки учебника, предпринятая в этом учебном году, на каких-то этапах была еще несовершенной
По приезде домой (живу в маленьком степном городке) рассказала своим коллегам о новых интересных учебниках гуманитарного цикла, поделилась впечатлениями о работе экспертов от общественности. Для меня это был, безусловно, полезный опыт. Хочется верить, что прохождение школьными учебниками нескольких экспертиз приведет к улучшению работы книгоиздательств и повышению качества образования в России.
- Можно ли отметить какие-то особенности отрицательной экспертизы учебников, если она у Вас была?
- Вы знаете, мне повезло с учебниками, на которые я писала заключения. Отрицательных экспертиз не дала, но по некоторым учебникам были замечания по дизайну, по расположению иллюстративных и текстовых блоков, качеству бумаги, формату книги, удобству использования, содержательной нацеленности текстов на воспитательную определяющую образовательного процесса.