FrançaisEnglishРусский
Лига образования / Интервью / Михаил Эдуардович Кушнир
 
18.04.2014

Михаил Эдуардович Кушнир

Член Правления Лиги образования

Михаил Эдуардович Кушнир много лет проработал заместителем по ИТ в знаменитой московской гимназии 45 ("мильграмовской"), затем в органах управления образования, принимал участие в разработке нормативных актов по внедрению электронных журналов, ведет блог, проводит тренинги... В прошлом году присоединился к Лиге образования и был избран членом правления.

- Какое дело Вас сейчас больше всего занимает?

- Меня больше всего занимает бездарное применение ИТ в образовании, которое наиболее эффективно для поставщиков ИТ-решений, а не для сотрудников образования. Более того, двигающаяся по направлению фискальных функций информатизация образования приводит к дополнительной нагрузке на педагогов и администрацию вместо облегчения и повышения удобства. Такое впечатление, что главным критерием выбора ИТ-решений является стоимость и сложность, чтобы выделенными ресурсами распоряжались единицы, а реальные исполнители ставятся перед фактом необходимости внедрения декларированных "сверху" решений.
Сейчас я много внимания уделяю проведению тренингов по использованию в образовании планшетов. При грамотном педагогическом подходе они несут революционные изменения в образовательный процесс: и технологически, и педагогически, и ментально. Я знакомлю с планшетами iPad, но тут важен не производитель, а подход.
С точки зрения подхода, я убежден, что проблемы образования связаны с системным непониманием произошедших изменений. Они носят характер мирового кризиса и связаны с тем, что мы не заметили момента, когда старая система образования, зародившаяся в средние века, выполнила поставленную перед ней задачу. И произошло это в середине прошлого века. Именно поэтому начались реформы, а не потому, что у чиновников "что-то где-то зачесалось". Мы не осознали этого момента и нарастающее недовольство пытались исправить косметическими изменениями устоявшейся системы образования. И чем больше и дольше мы ее меняем без осознания новых задач, чем острее и больнее будет недовольство системой. У меня есть идеи и я пытаюсь их популяризировать на своих ресурсах в сети Интернет, но это понимание должно стать массовым и модель будущей системы образования нужно строить открыто и согласованно с обществом.

- Ваше последнее открытие в жизни, людях, делах?

- Самое живое и ценное происходит там, где невозможно достучаться до ЛПР*. Люди часто живут не благодаря существующей системе, а вопреки, но именно там происходит самое живое и интересное. Я 3 года назад ушел из школы в надежде что-то изменить на более высоком уровне управления, т.к. увидел низкий профессиональный уровень принимаемых решений и надеялся оказаться полезным как специалист и как заинтересованный в реальном прогрессе школьный человек. Поначалу мне это даже удалось – я принял участие в подготовке нормативных документов по массовому внедрению электронных классных журналов и дневников и в Департаменте образования Москвы, и в МОН. Я горжусь подготовленными при моем участии документами. Но на этом все закончилось, хотя тема электронного документооборота очень запущена, а выпущенные документы должны были бы стать только первым шагом, но ...

- Что вы умеете делать лучше других?

Это судить другим. Я считаю себя специалистом по ИТ в образовании, но с интересом участвую в обсуждении любых системных вопросов образования.

- Кого Вы можете назвать своим учителем?

Я не готов определить адресно кого-то конкретного своим учителем. Я старался впитывать в себя все, что казалось мне полезным для жизни. В том числе, некоторые совершенно неожиданные аспекты я осознавал задним

числом от тех учителей, которых считал в момент общения не достойными особого внимания. И наоборот, были учителя, которые в момент общения казались очень ценными, а потом оказывалось, что они не заслуживали того внимания.
В моей жизни было много людей, за общение с которыми я мог бы поблагодарить бога, если бы верил в него. Среди них были и мои школьные учителя. Самым ярким среди них был В.В.Бронфман, мой учитель физики. Причем, не столько как учитель физики, сколько как одержимый своим делом человек.

- Самый ценный жизненный совет, который Вы когда-либо получили?

- Не делать того, за что потом может быть стыдно.

- Какая из недавних фраз, цитат или какой анекдот Вам запомнился?

– Что Вы можете делать?
– Могу копать
– А еще?
– Могу не копать
Это не столько недавний анекдот, сколько мой девиз– терпеть не могу "делать вид"

- Зачем Вы (Ваша организация) вступили в Лигу образования?

- Мне показалось, что Лига образования может быть продуктивным инструментом для доведения здравых идей до, как минимум, публичного обсуждения. Одно из конструктивных, на мой взгляд, направлений деятельности по доведению до ЛПР* здравых идей от "линейных" сотрудников образования– профессиональное сообщество.

- Вопрос, на который Вы сами хотели бы получить ответ?

Когда грамотные люди из сферы образования смогут оказывать влияние на систему образования? 

 

*Лица, принимающие решения