FrançaisEnglishРусский
Лига образования / Интервью / Татьяна Тишина
 
27.03.2014

Татьяна Тишина

заведующая кафедрой Института развития образования Омской области

В  Общественной экспертизе учебников, проведенной Лигой образования в конце января-начале февраля, принимала участие кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой Института развития образования Омской области Татьяна Николаевна Тишина. Мы попросили ответить ее на несколько вопросов.

 

В чём особенности общественной экспертизы учебников, какие задачи она решает? 

- Значимость общественной экспертизы учебников определяется открытостью системы образования, необходимостью представлять информацию о новых учебниках в соответствии с приказом МОиН РФ "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

Задача общественной организации – представление качественной экспертной информации, определение наличия в учебнике содержания, носящего воспитывающий характер, способствующего развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося, а также  соответствие иллюстраций содержанию учебника, их разнообразие и качество, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой и др.

- Как была организована общественная экспертиза школьных учебников?

Экспертизу каждого учебника проводили три эксперта, которые давали личную расписку о том, что нет конфликта между ними и заказчиком экспертизы и они не заинтересованы в том, чтобы тот или иной учебник получил гриф МОиН РФ. В процессе экспертирования соблюдались все необходимые условия, была создана достаточно благоприятная комфортная обстановка.

Возможно, что в будущем следует готовить  экспертов, чтобы они более  четко понимали меру ответственности и значимости той экспертизы, которую осуществляли.

- Как формируется состав экспертов, экспертных групп?

Формирование состава групп проходило объективно, значимым является приглашение экспертов из регионов, что также  позволяет говорить об объективности экспертизы.

Какие главные критерии оценки учебников использовались в общественной экспертизе? Кем они формировались? Что можно сказать о критериях: полны, достаточны или есть необходимость их дополнить?

Самыми основными критериями общественной экспертизы была оценка потребительских качеств учебника: насколько он удобен, эргономичен и др. Возможно, что к моменту следующей экспертизы могут появиться и другие, более значимые на тот момент критерии, но на сегодняшний день все критерии объективны, достаточны и значимы.

- Поможет (и как) общественная экспертиза улучшить качество учебной литературы и, как следствие, и образования в России?

Естественно, что цель экспертизы именно определение тех учебников, которые соответствуют всем предъявляемым требованиям, то есть представление объективной оценки и устранение учебной литературы, которая не соответствует современным требованиям.