FrançaisEnglishРусский
Лига образования / Пресс-релизы / Общее образование изменят школьные библиотеки
 
02.12.2015

Общее образование изменят школьные библиотеки

Пресс-служба РШБА

Министерство образования и науки собирается превратить школьные библиотеки в общественные культурные центры и объединить их в Национальную сеть. Библиотека повысит учебную мотивацию детей с помощью ролевой онлайн-игры, а учителям поможет методическими сервисами.

Основные принципы модернизации обсуждались 27 и 28 ноября на Всероссийском совещании, организаторами которого выступили Минобрнауки России, Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА) и Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского. Эксперты обсудили проект Концепции развития Национальной сети информационно-библиотечных центров (так будут называться школьные библиотеки после модернизации).

Концепция описывает школьную библиотеку будущего как общественное пространство с медиатекой, переговорными комнатами для совместной работы и зоной отдыха с мягкими пуфиками, бесплатным Wi-Fi и игровой площадкой. Вход в школьную библиотеку будет открыт не только школьникам, но и любым желающим.

Координировать деятельность библиотек будет Федеральный информационно-методический центр. «Информационно-библиотечный центр – это уже не просто пункт выдачи книг, это главный участник образовательного процесса. В цифровую эпоху очень важно уметь учиться самостоятельно, использовать для саморазвития мультимедийные ресурсы и Интернет, применять полученные знания не на уроке, а в жизни. Библиотека не привязана к конкретному предмету, именно она дает общее понимание мира, ориентирует школьника в мире информации»,   прокомментировал положения Концепции руководитель Библиотеки Ушинского Алексей Габов.

Кроме того, библиотека будущего облегчит работу учителям. «В библиотеке можно будет узнать о новейших методиках, скомпоновать и распечатать раздаточные материалы к уроку, сформировать педагогическое портфолио для аттестации. Проверка заданий упростится благодаря электронным тестам и сервисам оцифровки письменных контрольных работ»,   отметил Габов

Еще одним нововведением станет многопользовательская онлайн-игра – симулятор карьеры. Чтобы построить успешную карьеру в выбранной для персонажа профессии, школьник должен будет постигать ее тонкости и накапливать игровые баллы на уроках, олимпиадах, в интеллектуальных играх. Аналогами «кланов» и «рейдов» станут группы по интересам и совместные учебные проекты, а в основе игрового сюжета будут лежать профессиональные траектории из реальной жизни. Сотрудник библиотеки станет «мастером игры» и подскажет школьникам, как быстрее зарабатывать баллы и двигаться к цели.

Учтены и насущные задачи библиотекарей. О необходимости обновления книжных и электронных фондов говорил министр образования Дмитрий Ливанов на заседании попечительского совета Российской академии образования (http://tass.ru/moskva/2430893). В Концепции упоминается также увеличение ставок библиотечных работников, разработка типовых положений и должностных инструкций. 

Справочная информация

1. РШБА – Русская школьная библиотечная ассоциация (http://rusla.ru). Общественная организация, представляющая интересы школьных библиотек. Организует мероприятия по обмену опытом, выпуск периодики и методической литературы. Президент РШБА и главный идеолог школьного библиотечного движения в России – Татьяна Дмитриевна Жукова.

2. ФГБНУ «Научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского»   отраслевая библиотека для педагогов. С приходом в 2015 году Алексея Валерьевича Габова на место руководителя начала активно продвигать идеи развития школьных библиотек вместе с РШБА.

3. Из выступления министра образования и науки Дмитрия Ливанова на первом заседании попечительского совета Российской академии образования (РАО):

«Речь идет о наполнении художественной литературой 40 тыс. школьных библиотек. Выяснилось, что еще с советских времен фонды художественной литературы не обновлялись. Если проблему с учебниками мы сейчас решили   в школах выдаются полные комплекты учебников, то с художественной литературой есть проблемы. В селах и небольших городах школьные библиотеки должны стать настоящими культурными центрами для людей, живущих рядом. Мы хотим сделать так, чтобы в течение короткого времени те книги, которые входят в школьную программу и те, что входят в программу внешкольного чтения, а также важнейшие словари и энциклопедии были доступны каждому школьнику»

4. Движение в сторону реформирования школьных библиотек началось после принятия федеральных образовательных стандартов (ФГОС) 3 поколения. В них упоминается «информационно-библиотечный центр» как обязательное условие реализации образовательного процесса, расширены функции библиотек и спектр предоставляемых ими ресурсов. Цитата из ФГОС:

«Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности: … информационно-библиотечные центры с рабочими зонами,  оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой».