FrançaisEnglishРусский
 

Сергей Казарновский

директор Центра образования № 686 «Класс-центр» г. Москвы, вице-президент Лиги

С.С.: — Может быть, стоит совместить педвузы с театральными?
С.К.: — Элементы театрального образования, безусловно, должны даваться в педвузах. Даже не надо обсуждать. Я вам скажу больше: во многих европейских странах существует отдельная специальность «драмопедагог».

С.С.: — Вы верите, что ваш пример перехода из строителей в педагоги сегодня будет востребован?
С. К.: — Не только верю, но и вижу, что профессионалы из других отраслей уже сейчас появляются в учебных коридорах. У нас это вообще обычная практика, так как «Класс-центр» состоит из общеобразовательной
школы, музыкальной и учреждения дополнительного образования. Наши постоянные преподаватели — музыканты, артисты. Собственно, «запрета на профессию» учителя без диплома и раньше не было. Если кто- то думает, что большинство людей не идут в школу, потому что там мало платят, то они ошибаются. Есть огромное количество тех, которым подобная судьба ни за какие рубли не нужна. Мы должны признать, что жизнь изменилась, а школа в массе своей по уровню организации образовательного процесса, менталитету управления образованием все еще в прошлом. Как к учителю нигде уже так к человеку не относятся: платят копейки, разговаривают как с рабом.

С. С.: — Но у вас-то, я знаю, в школе дела обстоят несколько иначе. Вы и питанием обеспечиваете своих звезд педагогики, и транспортом. Но зато и попасть к вам сложно. Говорят, даже психологическое тестирование надо пройти перед приемом на работу.
С.К.: — Понимаете, школа — это дело семейное. Программы, учебники — это все важно, но еще важнее детали, тональность. Как
в разных семьях, у одних дома при входе тапочки стоят, сплошной порядок, у других — можно быть более демократичным и не думать
о церемониях. Все это очень незначительные вещи на первый взгляд, но могут очень раздражать, если у тебя другие ценности. Вот задача школьных психологов понять: кандидат «наш» ли человек.

НЕ ТОЛЬКО ЗНАТЬ, НО И ЧУВСТВОВАТЬ

С. С.: — Ваши самые частые слова о том, что «главная задача образования — это воспитать вкус». Почему именно вкус?
С. К.: — Прежде чем разговаривать с детьми о математике, им необходимо привить вкус к разговору о математике, так же, как вкус
к манере речи, манере одеваться, вкус к вежливости. Например, нельзя не прийти на урок без предупреждения. Это как игнорировать встречу со своими деловыми партнерами. В «Класс-центре» ученик подписывается под правилами поведения, например, что он не курит на школьной территории. Таким способом прививается вкус к признанию ответственности за свои слова и поступки.

С.С.: — Как можно охарактеризовать образование, которое дается в «Класс-центре», одним словом?
С. К.: — Классическое. Именно классическое образование всегда предполагало развитие эмоционального начала, свойственного всем нам. Слоган нашей школы — «Не только знать, но и чувствовать». Образование должно не только учить каким-то навыкам и смыслам, но и формировать основы поведения. Помогать понять, что стыдно, а что нет — нельзя. Это можно только почувствовать. Многие вещи передаются не текстами, а чувствами. И эти чувства надо, если можно так сказать, «размассировать». Одним из важных элементов содержания образования является атмосфера, особенно художественная. Искусство в нашей школе не второстепенно, а равноправно. Я все время держу руку на пульсе, чтобы это было так. В преподавании мы практикуем «межпредметные мостики»: постигаем одно через другое. О ритме можно говорить не только в музыке, но и на уроках физики, математики, литературы, русского
языка. Таких понятий, как ритм, много, и они могут объединить все предметы.

С.С.: — Вашу школу часто называют необычной. Действительно, здесь очень много, выражаясь молодежным сленгом, «фишек». Это и уникальный школьный дворик с древнегреческим амфитеатром, и памятник Карабасу-Барабасу, и специальный лифт для инвалидов. Но это не просто фишки. Это фишки, которые работают на содержание образования, на закрепление определенных смыслов и провокацию окружающих создавать новые смыслы. Очень необычная школа! Если сравнить с обычной. И здесь разница потенциалов велика.
С.К.: — И эта разница потенциалов работает! К нам очень многие приезжают, люди просят что-то рассказать, прислать, помочь… Надеемся, наш опыт поможет другим школам, а новые творческие идеи не останутся нереализованными.

Все интервью читайте в Вестнике "Лиги образования" № 2