FrançaisEnglishРусский
 

Предложения Лиги образования к ОГФ

Результат 2-го этапа работы в составе Сети сетей по подготовке к Общероссийскому Гражданскому Форуму

Предложения Лиги образования к ОГФ

Диагностика и вызовы

  • Каковы главные достижения и неудачи последних 15 лет?

    Главным достижением последних лет стал демократичный закон «Об образовании в РФ», который предусматривает довольно широкие возможности для разнообразия образовательных предложений и построения на их основе индивидуальных образовательных траекторий. В том числе, как для самых современных образовательных моделей, так и для традиционных программ, заслуживших доверие с советских времен. В законе получили отражение многие современные тенденции построения образовательной среды, включая информационные технологии, дистанционное обучение, сетевые образовательные программы, расширение круга организаций, участвующих в формировании системы образования.

    Главной неудачей последних лет является неготовность всех уровней системы образования реагировать на быстро нарастающее многообразие образовательных запросов и, как следствие, подавление разнообразия органами власти за счет авторитарного управления, выходящего за рамки полномочий, предусмотренных законом. При этом в системе не оказалось балансирующих инструментов, препятствующих такому развитию событий. Кроме того, значительная часть директорского корпуса оказалась не готова к тому уровню самостоятельности, которого требует ответственная реализация предусмотренных законом компетенций. В результате, все нестандартное в образовании вытесняется в негосударственную сферу, а государственная сфера все жестче стандартизуется.

  • Какие черты современной ситуации дают наибольшие основания для оптимизма / пессимизма?

    Главным источником оптимизма является нормативный базис, который допускает многообразие в системе образования, и накопленный опыт различных моделей организации образования, сформировавший желание его использовать у ряда педагогов и родителей. При наличии согласованной с обществом стратегии на поддержку разнообразия в образовании, это позволяет выстроить новые отношения между всеми участниками образовательного процесса, чтобы сформировать новые способы их влияния на образовательный процесс и планируемый результат. Для этого нужно выявить и сформулировать новые цели и задачи системы образования на современном этапе, описать различные способы и зоны влияния всех ролевых представителей общества. На основании этого выявить проблемные зоны существующей системы образования и спроектировать их изменение, выработать новые инструменты управления системой в условиях расширяющегося разнообразия.

    Главным источником пессимизма является неконструктивное состояние общества по отношению к изменениям в системе образования, массовые стремления не только к консервации текущего состояния системы вследствие усталости от реформ, но и даже к возврату модели «советской школы». Источником таких настроений является непонимание новой субъектности всех участников образовательного процесса и новых международных вызовов, следовательно:

    • невозможности возврата,
    • неадекватности оценок источника текущих проблем, проецируемых на процедурные изменения типа ЕГЭ,
    • неизбежности и необходимости новых изменений.

    Большинство общества не воспринимает истинных проблем системы образования и ищет решение в консервативных и даже архаичных вариантах. Развитие разнообразия системы образования интересует узкий круг родителей, экспертов и администраторов. И они все время находятся под угрозой запрета своих нестандартных решений. Органы власти не владеют инструментами управления в условиях многообразия.

  • Каковы главные вызовы периодов 2018-2024 гг. и 2035 г.?

    Главный вызов периода 2018/24– не только осознать неизбежность и необходимость развития вариативного мотивированного образования, но и иметь проект построения системы образования, обеспечивающей равные права на индивидуализированное образование каждому гражданину на протяжении всей жизни. Состояние выбора должно стать неизбежным условием образования, развивающим активную позицию ученика и распространяющим эту субъектность на всех обучающихся. При этом должны быть предусмотрены патерналистские меры для тех, кто не смог воспринять ситуацию выбора и требует для ориентации в ней доброжелательной профессиональной поддержки.

    Главный вызов 2035– иметь собственный российский фундамент для достойной интеллектуальной конкуренции с искусственным интеллектом на международном уровне. В противном случае, мы будем либо в роли поставщика обслуги мировых лидеров науки и технологии, либо в роли опасных дикарей с ядерными ракетами.

Цели и амбиции

  • Каких целей реально достигнуть в 2024 и 2035 гг.

    До 2024 года выстроить и начать отладку новой системы образования.

    В 2035 году нам предстоит жить в совершенно ином обществе и, возможно, строить еще более совершенную систему образования. На том этапе образование перестанет быть отдельной отраслью и станет неотъемлемой частью жизни и работы всех людей, как это происходит в современной медицине.

  • Какие существенные новые возможности, включая использование ранее недоступных или недооценивавшихся резервов, могут реализоваться в эти периоды?

    1. Сегодня основным ресурсом перестройки всех процессов, в том числе образования, является цифровая среда. Она развивается стремительно и формирует совершенно новые модели мышления, а, значит, постоянно меняет образовательное поле. Попытки ограничить использование цифровых технологий деструктивно влияют на развитие образования, поскольку приводят к отставанию. Но использование цифровых технологий поможет только в том случае, если будут осознаны и правильно построены целевые задачи системы образования. Технологии сами по себе не решают задач– они ускоряют и интенсифицируют принятые смысловые решения.
    2. Важным нетехнологическим ресурсом является институциализация заказчика образования– его прав, функций, возможностей. Это актуализирует множественность запросов к системе образования и множественность результатов в зоне ее влияния.
    3. Мощным ресурсом системы образования и рынка труда может стать более мелкая сетка образовательных цензов на основе «карт знаний» и/или компетенций вместо традиционных дипломов и аттестатов. Традиционные документы об образовании были актуальны тогда, когда круг изучаемых знаний был менее специализирован и укрупнен– это позволяло делать стандарты образовательных цензов крупными блоками. Сегодня традиционные стандарты образовательных цензов не решают задачи идентификации компетентности их носителя и их достаточности для большинства востребованных компетенций.
    4. Нужны новые инструменты управления в условиях развития многообразия способов получения образования. Главным инструментом управления стремительно растущим многообразием в образовании должна стать новая саморегулирующаяся система отношений, контроль которой будет осуществляться на внешнем контуре за счет независимых центров тестирования и квалификации компетенций всех уровней, фиксирующих множественные образовательные цензы «карты знаний» в единой общедоступной сети подтверждения квалификаций. Это позволит иметь динамичную картину состояния образования. Если каждый родитель в подтверждение своей конституционной обязанности обеспечить обучение детей должен будет ежегодно демонстрировать в этой системе образовательный рост ребенка по всем базовым направлениям (обычно выделяют 6-8), это
      • обеспечит надежный мониторинг качества образования по всей стране без специальных авторитарных мер контроля,
      • не ограничит школы в праве построения своей образовательной программы,
      • уравняет условия контроля обучения детей в государственных организациях и вне их,
      • по факту решит проблему с оцениванием в школе и с авторитетом учителя (к неавторитетному учителю просто не придут на урок).

      Такое решение позволяет перейти от часто критикуемого ОГЭ/ЕГЭ к свободно накапливаемому, динамичному и доступному по сети образовательному цензу без фиксированных по времени и месту итоговых экзаменов и традиционных документов об образовании. При построении независимых центров тестирования и квалификации будет в полной мере использоваться бесценный опыт, накопленный при организации ОГЭ/ЕГЭ.

    5. Одной из нормативных проблем реализации права организации на самостоятельную образовательную политику является практика найма директора органом власти. В результате он в одном лице должен быть и лояльным работником органа власти, и руководителем самостоятельной в выборе образовательной политики организации. Самостоятельность в таком руководителе органом власти обычно подавляется. Для обеспечения самостоятельности необходимо изменить отношения учредителя и директора. Если разделить образовательную организацию на независимые юридические лица, одно из которых отвечает только за образовательную программу, то создается системно новое состояние с возможностью множественных изменений всех отношений.

Предложения по мерам

  • Какие меры государственной политики представляются наиболее целесообразными и при этом экономически и политически осуществимыми?

    1. Стратегические меры по коррекции образовательной политики государства

      Прежде всего, необходимо поставить как стратегическую цель системы образования– обеспечение разнообразия образовательного пространства и расширение возможностей построения мотивированной индивидуальной программы обучения каждым гражданином страны на каждом шаге развития на протяжении всей жизни. Такая постановка цели должна обеспечить каждому право выбора традиционной модели обучения или любой другой без внешнего принуждения. Эта модель должна актуализировать ответственность каждого за свой образовательный выбор и дать всем равные права на этот выбор. Такая постановка цели ценна сама по себе, потому что все остальное является подчиненными технологическими задачами. Общество должно обсудить ее и принять как длительную стратегию или отказаться, но с пониманием всех возможностей и рисков. Обсуждения и дискуссии больших средств не требуют. Зато согласованное и понятное стратегическое решение позволит избежать ставших привычными истерических столкновений на субъективных неосознанных основаниях.

      Главной проблемой такой постановки задачи является отсутствие адекватных инструментов управления и привычка к патерналистской организации образования, когда образовательная программа строится без участия обучающегося. Подавляющее большинство привыкло к этому и боится занимать активную образовательную позицию. Это воспитывает пассивное отношение к организации деятельности, препятствует развитию предпринимательского взгляда на работу.

      Тем не менее, стремительно растет когорта активных обучающихся и родителей, претендующих на субъектность и желающих, как минимум, участвовать в формировании своей образовательной программы. Конфликт в образовании создается между ними и остающимися в традиционной модели отношений. Поскольку активные в образовании граждане формируют более конструктивную перспективу общества, государство должно их поддержать, найти формы реструктуризации системы образования, смягчающие конфликт и помогающие развиваться новой субъектности.

      Если будет принято наше предложение, что целью системы образования является обеспечение каждому гражданину равных прав на формирование индивидуальной образовательной траектории на протяжении всей жизни, задачи системы управления сводятся к следующему:

      • постоянное развитие разнообразия образовательного пространства
      • обеспечение сбалансированного по запросу предложения для образовательного выбора
      • контроль за реализацией выбора и помощь в навигации для его формирования каждым обучающимся.

      Для развития индивидуализации образования важно нормативно отразить новую субъектность всех участников образовательного процесса, прежде всего заказчиков образования, которых может быть много и разных. Необходимо четче обозначить различия в понятиях «обучение» как внешнего по отношению к обучающемуся процесса и «образование» как личностного процесса, в результате которого формируются знания и компетенции, причем не обязательно в результате обучения.

      Технологические предложения следует рассматривать как инструменты управления в указанных целях.

    2. Технологические предложения

      1. Самыми срочными стоит считать меры по пресечению управленческих решений, приводящих к нарушению полномочий образовательных организаций. Для этого необходимо:
        • привлечь Рособрнадзор к внимательному мониторингу управляющих решений региональных органов власти,
        • пересмотреть надзорные меры Рособрнадзора, вынуждающего образовательные организации подстраиваться под всеобщие срезовые работы.
      2. Ускорить развитие независимых центров оценивания и нормировать свободный заявительный принцип тестирования обучающихся. Данные независимых центров могут автоматически попадать в центральные базы данных (например, в Контингент), позволяющие анализировать их в реальном времени. Центры желательно развивать негосударственные, чтобы они конкурировали и формировали другие полезные ученикам и родителям аналитические и консультационные услуги.
      3. Для технологизации и автоматизации работы таких центров необходимо разработать «карту знаний»– граф по всем темам с градацией по уровням освоения. В идеале, такая карта должна быть цельной и не разделяться по ступеням образования, т.к. в гибком режиме обучения ученик в одних вопросах может оказаться существенно более компетентен по сравнению со сверстниками, чем в других, а учиться им предстоит всю жизнь.
      4. В качестве примерной образовательной программы, предназначенной в помощь для создания своей программы каждой образовательной организацией, следует принимать такую образовательную программу, которая уже прошла проверку на практике и показала ожидаемые результаты. Искусственное создание примерных программ экспертами без опытной апробации можно было считать оправданным только на начальном этапе, когда не было примеров. Было бы полезно исключить из закона формулировки, позволяющие ужесточить трактовку права организации на создание своей программы.
      5. Раздел образовательной организации на независимые юридические лица, одно из которых отвечает только за образовательную программу, обеспечивает право такой образовательной организации на самостоятельность и создает системно новое состояние с возможностью множественных изменений всех отношений:
        • Юрлицо, отвечающее за здание и все вопросы жизнеобеспечения взрослых и детей, решает сравнительно простые и понятные задачи– оно не отвечает за образование. Его руководитель может назначаться так же, как сейчас директор. Его задача– обеспечить функционирование по всем нормам и требованиям. Он же принимает на себя львиную долю всех школьных проверок, направленных на контроль задач жизнеобеспечения, создающих условия для образовательного процесса.
        • Руководитель юрлица, отвечающего за образовательный процесс, может на конкурсных условиях заключать срочный гражданско-правовой договор, а не назначаться органом власти. Юрлицо должно отвечать по договору за свои обязательства по реализации образовательной программы и требовать по нему соблюдения встречных обязательств по обеспечению согласованных условий.
  • Какие из них рассчитаны на достижение быстрых успехов, а какие критически важны с точки зрения перспективы?

    1. Стратегические предложения

      Наличие согласия в обществе в отношении стратегических целей развития системы образования и заинтересованного обсуждения конкретных шагов по их реализации можно было бы считать главным успехом. Это критически важно для продуктивного развития системы образования. Оценить по времени перспективы достижения общественного согласия сложно, т.к. сегодня большинство настроено консервативно и негативно воспринимает предложения новых изменений.

    2. Технологические предложения

      Предложенные технологические меры согласованы в единой логике реструктуризации системы образования, поэтому желательна их комплексная реализация. Однако даже каждое из них в отдельности может оказать позитивное воздействие в логике локального улучшения существующей системы образования.

      1. Соблюдение предусмотренного законом баланса полномочий и ответственности за счет усиления надзора за управляющими решениями региональных органов власти критически важно для развития самостоятельности и ответственности образовательных организаций, их качественного развития. Без этого невозможно обсуждать развитие разнообразия и навыка деятельности в условиях неопределенности. Для реализации достаточно ответственного исполнения предусмотренных в законе обязанностей органами надзора по их доброй воле или на основании руководящих поручений.
      2. Создание сети независимых центров оценивания можно ожидать за 3-5 лет при формировании условий для конкурентной деятельности. Без сети таких центров сложно обеспечить широкое образовательное разнообразие, не потеряв централизованной управляемости. Без широкого разнообразия неизбежно продолжение падения образовательной мотивации и, соответственно, качества образования.
      3. «Карта знаний» нужна в совокупности с независимыми центрами оценки и позволяет гибче выстраивать образовательный процесс на основе индивидуальных образовательных траекторий, более тонко мониторить образовательное разнообразие. Карта наиболее важна для оперативного обеспечения новых компетенций и для облегчения согласования образовательных программ с плохо предсказуемыми потребностями бизнеса. Построение карты– задача непростая, но требующая только экспертных компетенций, поэтому за 1-2 года первые варианты карты на уровне школьной программы вполне реальны. При наличии проработанной модели «карты знаний» ее реализация в виде информационной системы, в зависимости от масштаба, возможна в течение года.
      4. Утверждение в качестве примерных образовательных программ только апробированных на практике программ не является критическим, но гармонизирует отношения между образовательными организациями и органами власти: повышает доверие к системе при снижении избыточных бюрократических издержек.
      5. Предложение о разделе образовательной организации на независимые юрлица является наиболее значимым в ряду предложений, потому что оно вносит новую существенную степень свободы в систему образования, что неизбежно окажет пролонгированное и разнообразное воздействие на систему. В то же время, его можно провести на формальном управленческом уровне, минимально затрагивая основной образовательный процесс. Для подготовки условий деления на начальном этапе достаточно
        • разделения бюджета
        • раздельного лицензирования здания и образовательной программы.
        Это позволит юрлицу, ответственному за образование, не иметь на балансе никаких зданий.
  • Как повлияют технологические изменения?

    1. Стратегические предложения

      Наличие и признание общей цели в развитии системы образования позволит повернуть стилистику часто истерически протекающих общественных дискуссий в конструктивное русло. Уверенность граждан, что они сами смогут выбирать желаемую форму образования, должно снизить накал противостояния представителей разных образовательных запросов и направить его на поиск единомышленников, согласование с ними более тонких нюансов, формирования осознанных и компетентных заказчиков образования.

    2. Технологические предложения

      1. Строгий контроль за региональными органами власти и пресечение превышений ими своих полномочий в отношении подведомственных образовательных организаций позволит организациям ответственно заниматься формированием собственной образовательной политики, ориентированной на образовательный запрос.
        Одним из полезных эффектов станет исправление волюнтаристской практики внедрения информационных систем в образование, которые региональные органы власти часто создают по собственному разумению за бюджетный счет и необоснованно навязывают образовательным организациям. Эти системы часто не отвечают потребностям организаций, особенно наиболее активных, реализующих предусмотренные законом права на самостоятельность образовательной политики. Восстановление паритета ответственности и ограничения диктата органов власти в отношении выбора информационных систем образовательными организациями потребует создания институтов согласования информационного обмена и стандартизации протоколов обмена данными между центральными и школьными информационными системами, как это принято в регламентах электронного правительства в России и общепринято за рубежом. Это оживит конкуренцию между разработчиками информационных систем образования, а, значит, увеличит их количество и возможности, повысит их качество. Перераспределение активности и ответственности в формировании информационной среды в пользу образовательных организаций потребует перераспределения соответствующих средств госбюджета в пользу образовательных организаций, как это принято за рубежом.
      2. Сеть независимых центров оценки обеспечит равные права обучающихся всех форм обучения, мониторинг образовательной динамики с любым уровнем детализации без вмешательства в образовательную политику образовательных организаций, искоренение устаревшей модели отношений между педагогами и обучающимися на базе отметки и, как следствие, вымывание из образовательных организаций некомпетентных педагогов как невостребованных (без потерявшей смысл отметки у них не останется рычагов удержания учеников).
      3. «Карта знаний» обеспечит гибкость формирования индивидуальных образовательных траекторий, проницаемость границ для обучающихся между образовательными организациями и формами образования, повышение мотивации образования и, соответственно, его качества, как минимум, в субъективном измерении.
      4. Утверждение в качестве примерных образовательных программ только апробированных на практике программ повысит доверие к ним и заинтересованность в разработке новых программ при снижении бюрократических издержек. Закон предусматривает нормирование программы посредством ФГОС. Раз программа уже признана примерной, это позволяет не проверять ее на соответствие ФГОС.
      5. Обеспечение реальной самостоятельности образовательной организации в рамках гражданско-правовых отношений с учредителем и/или заказчиком образования позволит восстановить баланс полномочий, предусмотренных законом между всеми уровнями управления. Разделение на независимые юрлица снижает потребность во внешних проверках, т.к. партнеры находятся во взаимно обязывающих условиях тесного взаимодействия. При этом у каждого юрлица существенно сужаются как зона ответственности, так и требования к компетенциям. Это делает более явными и очевидными показатели результативности каждого.

        Такой раздел может пройти по формальной схеме и на первом этапе не оказать никакого влияния на процесс. С большой вероятностью, подавляющее большинство школ в случае такого раздела будет действовать по формальной схеме. Результат этого изменения будет постепенный и минимально заметный для учеников и родителей. Для существенно меньшей части школ, более целеустремленных и нестандартно составляющих образовательную программу, такой раздел позволяет существенно более гибко выстраивать отношения с партнерами, порождать множество разных моделей взаимодействия.

        Таким образом, простой раздел школы позволяет почти не затронуть консервативные коллективы и открыть возможности развития редким энтузиастам. По мере готовности, все коллективы начнут пользоваться этими возможностями в той степени, в которой к этому будут готовы они и родители. Сам факт раздела и разность показателей результативности постепенно приведет к изменениям всей системы отношений.

        Один из важных ресурсов такого деления в контексте обсуждения заказчиков образования: по мере формирования института заказчиков именно заказчик будет заключать договор с образовательной подструктурой. При этом здание может быть и в государственной собственности, и в частной– это сближает модели управления разными типами организаций.

        Деление на разные юрлица увеличивает число степеней свободы системы, поэтому существенно возрастают возможности построения различных новых отношений, число которых трудно заранее охватить:

        • Один из очевидных вариантов, что структура управления зданиями может быть передана в другое ведомство и финансироваться по иным принципам, чем образование.
        • Другой очевидный вариант– вычленение задач обеспечения учебным оборудованием на аутсорсинг внешним специализированным компаниям. Вместо поставки оборудования в школу, его можно арендовать.
        • Есть вариант появления новой независимой роли куратора-тьютора класса, нанимаемого родителями и представляющего их интересы, вместо привычного классного руководителя, подчиненного и зависимого от директора.
  • Краткое обоснование мер: развилки и альтернативные варианты, институциональные рамки, группы интересов, риски и механизмы реализации.

    1. Стратегические предложения

      Чем консервативнее будет отношение к устоявшимся моделям, тем сильнее будет проявляться тенденция к решению неизбежных текущих проблем архаичными способами, замедлению развития. Если согласиться с тезисом о системном характере кризиса в образовании, то и решение должно быть не в виде локальных поправок, а в виде системных изменений. Чем дольше будет откладываться задача осознания и предъявления новых запросов общества к системе образования с последующим проектированием новой системы образования, тем меньше вероятность того, что Россия будет определять глобальную политику в будущем.

      Наше видение нового дискурса системы образования– создание условий для формирования индивидуальной образовательной траектории каждым гражданином на протяжении всей жизни. Для этого каждый обучающийся должен всегда находиться в условиях выбора образовательной программы и иметь квалифицированную поддержку для его осуществления в соответствии со своими образовательными запросами и возможностями. Учитывая массовый запрос на консервативный сценарий в отношении развития системы образования, сторонниками нашего подхода могут быть только родители и педагоги с активной образовательной позицией. Учитывая важность сторонников активной позиции для развития государства, их запросы должны быть поддержаны государством без ущерба для носителей консервативной позиции.

    2. Технологические предложения

      1. Усиление надзора за региональными органами власти встретит их недовольство, а поддержку получит у весьма ограниченного числа самостоятельных и активных руководителей образовательных организаций. Такое усиление надзора может опираться только на сильную волю федеральных органов власти. Отсутствие изменений в вопросах надзора будет усугублять стагнационные процессы и подавление прав образовательных организаций. Более эффективным решением для обеспечения надзора может быть реализация предложения о разделе образовательных организаций по функциональному принципу с выведением образовательной части из под прямого подчинения органу власти. Тогда они окажутся более активными возбудителями активности органов надзора.
      2. Вопросы создания независимых центров оценки уже давно поднимаются. Увязка их работы не только с традиционными задачами квалификации, но и со смежными управленческими решениями по изменению отношений в других процессах может существенно повысить эффективность системы в целом.
      3. «Карты знаний» неизбежно поднимут множество дискуссий, в том числе конфликтных. Поскольку это новая и незнакомая сущность, которая будет формализовать ранее неформализованные зоны управления, большинство встретит их критически. Сам факт подобных дискуссий принесет пользу для концептуализации всех выстраиваемых областей знания. Если процессы их построения будут гибкими и компетентными, они окажут сильное позитивное влияние на развитие этих областей, включая новые модели повышения квалификации. Отказ от создания карт оставит ситуацию в текущем состоянии. Не критично, но сохраняет потерявшие актуальность документы об образовательных цензах вместо гибких цифровых способов подтверждения компетенций и оставляет нас без интересных возможностей управления индивидуальными образовательными траекториями.
      4. Условие апробирования примерной программы является скорее этическим, чем управленческим. Если закон дает право образовательной организации на собственную программу, оно должно быть разумно реализуемым, а не вольно пресекаемым чиновниками за счет различных операционных ухищрений.
      5. Важным, незатратным и нетравматичным операциональным решением видится раздел образовательной организации по функциональному принципу с изменением модели подчиненности образовательной структуры органам власти.
        • Это защитит предусмотренные законом права образовательной организации на самостоятельную образовательную политику и придаст им новый импульс развития.
        • При этом сохраняются и активно используются наработанные практики контроля за системами жизнеобеспечения.
        • Реализация может получить поддержку чиновником либо при жестком управленческом указании, либо при выделении дополнительных бюджетных средств, поскольку это новая управленческая форма. Даже в формальном варианте требуется нормативная проработка.
        • Для большинства родителей такое решение никаких реакций вызвать не должно– им от этого не хуже.
        • У учителей может возникнуть опасение в отношении стабильности места работы. Но сужение ответственности образовательной организации только до образовательных задач может компенсировать эти опасения.
        • Реакция директоров может быть разной: кто привык все держать в своих руках, может не захотеть делить власть; кто больше озабочен образовательным процессом и замучен проверками, с радостью освободятся от необразовательных задач.
        Риски подобного решения:
        • трения между юрлицами в связи с разным целеполаганием, естественная для гражданско-правовых отношений;
        • неудачные параметры оценки результативности мешающие эффективным отношениям, что тоже естественно и устранимо по мере выявления;
        • конфликты с родителями, которые не сразу осознают разные зоны ответственности разных юрлиц, что носит временный характер;
        • неудачное соотношение долей ранее единого бюджета, что неизбежно, как неизбежны проблемы с бюджетами всегда и в любой модели.
  • Предварительная (в отдельных случаях качественная) оценка потребности в ресурсах.

    Каждое из предложенного ряда мер может потребовать разных затрат. Многие из предложений не требуют дополнительных затрат, кроме интеллектуальных в рамках должностных обязанностей чиновников. Если для этого будут привлекаться эксперты, то в зависимости от способа их привлечения затраты могут различаться. Например, в случае демократизации информационных систем разработчики согласуют протоколы обмена данными за счет своих ресурсов, потому что они заинтересованы в его совместимости со своим продуктом.

Какой видится оценка ситуации на 2025 г. и 2035 г.:

  • в инерционном варианте,

    Без существенных изменений будет наблюдаться все возрастающий отток из государственной системы наиболее творческого и инновационного контингента педагогов и учащихся. Остающиеся будут критиковать систему образования все сильнее, поскольку будут связывать проблемы с неспособностью ею управлять. Конфликт вокруг системы образования будет нарастать, уровень квалификации кадров снижаться, обучившиеся нестандартным образом будут склонны уезжать за рубеж, где проблемы те же, но отношение к поиску новых решений заметно более поощрительное.

  • при условии реализации рекомендуемых мер,

    Критика проблем в системе будет носить конструктивный характер, мотивированное обучение позволит повысить качество образования и его привлекательность у творческих участников. Ограничение влияния органов власти на образовательный процесс рамками их полномочий приведет к снижению бюрократической нагрузки и повышению качества инструментария. В совокупности это приведет к росту привлекательности образования, научно-культурного потенциала страны как результата образования. В отношении слабых педагогических коллективов снижение уровня вмешательства органов власти может привести к снижению качества образовательного процесса, как это уже наблюдалось в 90-е годы. Но это следствие не системных недостатков, а кадровой политики. Компенсация недостатков кадрового обеспечения ручным управлением не может быть оправданием для торможения развития системы образования. Если органы власти не могут обеспечить необходимый уровень кадров, это свидетельствует о кадровом дефиците самого органа власти.

  • в иных вариантах, если сочтете целесообразным их рассмотреть
    (например, варианты, отражающие роль внешних условий или обозначенные развилки)?

    Главное в изложенных предложениях– осознать и обеспечить системные стратегические цели. Любые технологические решения в данном направлении обеспечат успех– как изложенные в этом тексте, так и любые другие, потому что любые технологические решения являются инструментарием и носят процедурный характер, а процедуры всегда можно подкорректировать. При частичном принятии наших предложений наиболее важным с системной точки зрения следует считать предложение о разделе образовательной организации на разные юрлица с вычленением независимой образовательной организации и договорными отношениями ее с остальными участниками образовательного процесса: чтобы она отвечала только по своим обязательствам к образовательному результату, который должен являться предметом договора, и чтобы ей должны были обеспечить предусмотренные договором условия ведения образовательного процесса. Соответственно, условиями прекращения отношений по договору могли бы быть только:

    • нарушение закона
    • нарушение договора
    • завершение срока договора

Ссылка на Общероссийский Гражданский Форум