FrançaisEnglishРусский
Лига образования / Пресс-релизы / Учителя боятся экономических проблем, но остаются оптимистами
 
06.05.2015

Учителя боятся экономических проблем, но остаются оптимистами

Лига образования совместно с Общероссийским профсоюзом  образования провела исследование социально-экономического положения семей педагогов РФ в 85 регионах страны. На вопросы онлайн-анкеты ответили 2384 человека.

Выяснилось, что семья педагогов не отличается от среднестатистической российской. В среднем она состоит из трех человек, один из которых - ребенок. Число одиноких среди педагогов (тех, кто назвал свою семью в количестве 1 человека) - 7,5 процента ( в основном в возрасте от 40 до 55 лет).

Большинство опрошенных заявили о том, что их экономическое положение за последние полгода ухудшилось. Причем, о значительном ухудшении говорят 12, 9 процентов опрошенных. Тем не менее, несмотря на все экономические сложности, педагоги смотрят в будущее - “спокойно и с оптимизмом” (если суммировать оптимистические высказывания, то получится - 63, 4 процента). Соотношение оптимистов и пессимистов не меняется от уровня доходов семьи.

Средняя величина общего дохода семьи педагога в исследовании составила чуть больше 44000 рублей. Если соотнести со средним количеством человек (3 человека), то на одного члена семьи будет приходиться 13669 рублей. Это значительно выше официально установленного прожиточного минимума. При этом доход выше 100000 рублей на семью имеют менее 10 процентов семей, а доход менее 10000 рублей - менее 1 процента.

Большинство семей педагогов делали крупные траты (бытовая техника или компьютеры) больше двух лет назад (59,3 процента). Вполне возможно, что эти траты были сделаны с помощью кредитов, так как почти 60 процентов учительских семей живут в долг. Доходы в семьях учителей тратится в основном на обеспечение элементарных потребностей. Еда на первом месте. На втором - здоровье, на третьем - одежда. Учитель не был бы учителем, если бы на четвертом месте в статьях его расходов не появилась бы строка - “на книги и канцелярские принадлежности и материалы для работы”.

Только треть опрошенных не имеют дополнительного к зарплате заработка. Большинство имеют иные доходы. Самый популярный вид “учительского бизнеса” - репетиторство (почти четверть опрошенных). Еще четверть работают “на двух работах”. В качестве способов пополнения семейного бюджета 7,6 процента респондентов назвали сезонные работы, которые популярны во время летних каникул. Другие формы доходов - ведение подсобного хозяйства, оказание бытовых услуг, продажа косметики и работа аниматором. Существенным источником пополнения бюджета называется и пенсия.

Рост цен из всех экономических проблем является источником волнения для абсолютного большинства (указали 71,4 процентов респондентов). Далее следует сокращение заработной платы - отмечают 53,1 процента респондентов. Третья по значимости проблема “риск потерять работу самому или члену своей семьи (один из вариантов - не найти ее для члена семьи)”, ее указали 36,8 процентов респондентов. Из других проблем - вынужденный выход на пенсию. Очень немного, но среди ответов об экономических проблемах есть ответы “нет” и “все проблемы решаю по мере поступления”.

Для респондентов благотворительность - это преимущественно оказание помощи близким, так ответили 46 процентов из них. Поддерживают, когда обращаются за помощью или конкретные проекты 38,5 процентов респондентов. Отправляют деньги в благотворительные фонды 12, 1 процента респондентов, в волонтерском движении участвуют только 6 процентов респондентов. Не занимается благотворительностью вовсе очень немногие, около 10%.

По итогам опроса получается, что учитель - один в поле воин, рассчитывает в трудной ситуации в основном на себя (60,9 процентов) и максимум на близких и семью (36,8 процента). Коллеги, государство и профсоюз набрали примерно одинаковое число голосов. Есть среди немногочисленных ответов “не на кого рассчитывать” или “на Бога”.