FrançaisEnglishРусский
Лига образования / Публикации / Связанные одной Лигой
 
05.09.2006

Связанные одной Лигой

"Русский журнал"

Одним из самых излюбленных терминов нашего современного образовательного новояза является словосочетание «педагогическое сообщество». Так обозначаются не просто все работающие в сфере образования люди, а словно бы объединенные какой-то общей задачей, представляющие собой некую целостность и общность свою осознающие. Оно вроде и так, но на деле оказывается, что это пресловутое сообщество состоит из бесчисленного ряда плохо контактирующих друг с другом сегментов и сегментиков, непересекающихся слоев, каждый из которых сосредоточен на своем видении образовательной картинки. «Далеко в шалаше голоса, не поймешь, не ответишь» — диалог между сегментами затруднен, подчас невозможен, отдельные «голоса» слышны только соседям, общих площадок для того, чтобы встречаться, не построено. Есть учителя, часть которых до сих пор ничего не слышала о национальном проекте «Образование» (проверено опытным путем). Есть чиновники, которые понятия не имеют о том, как учат детей (можно и не проверять). Есть люди, занимающиеся экономикой образования, социологией образования, методологией образования, философией образования (ряд можно длить), которые говорят на своих птичьих языках, исключающих понимание. Есть теоретики и практики, преподаватели в вузах и воспитатели в детсадах, учителя в сельских школах и в элитных гимназиях — разные планеты, «далековатые идеи», которые «не сойдутся? доколь не догонит заря зари». Есть масса педагогических изданий с ничтожными — в сравнении с количеством занятых в отрасли работников — тиражами. Есть целая обойма советов, ассоциаций, комитетов и объединений, смысл деятельности которых не сможет объяснить вам подавляющее большинство «педагогического сообщества».

Утопическую задачу соединить эти разрозненные сегменты собирается взять на себя возрождаемая в России ровно через сто лет после своего первого возникновения Лига образования. Собственно, и само слово «лига» происходит от латинского глагола со значением «связывать». Идея консолидации не только педагогического сообщества, но и других причастных к образованию «сообществ» (бизнеса, родителей, самих учащихся) заявляется учредителями Лиги как одна из основных. Об этом говорили в последний день каникул на встрече с журналистами инициаторы возрождения Лиги — руководитель отраслевого профсоюза Галина Меркулова, директор издательства «Владос» Ольга Бородина и исполнительный директор Фонда поддержки российского учительства Сергей Сафронов. Во встрече также участвовал генеральный секретарь Лиги образования Франции Жан-Марк Руаран.

Это мероприятие нельзя назвать презентацией, хотя проходило оно за роскошным столом одного из самых стильных ресторанов Москвы — «Пушкин» на Тверском бульваре. Скорее, это была попытка «проговорить» с журналистами, работающими над образовательной тематикой, те задачи, которые стоят перед новой-старой Лигой. Чувствовалось желание организаторов, чтобы задачи эти были масштабны — как было у нас когда-то до революции, как это происходит во Франции последние 140 лет (именно таков «возраст» французской Лиги). Очень бы хотелось, например, чтобы, как у них, любой министр образования при своем назначении на должность прежде всего встречался с руководителем Лиги, чтобы количество членов исчислялось миллионами, чтобы организации под силу было, скажем, устраивать популярнейшие образовательные выставки-салоны, рекламы которых в Париже, по свидетельствам очевидцев, больше, чем «в дни юбилея Петросяна в Москве». Но для этого нужны не только 140-летний опыт, но и широкая поддержка населения. А чтобы получить ее, необходимо донести до населения: а) внятно, просто и четко сформулированные цели и б) пусть менее ясное, но все-таки хотя бы как-то очерченное представление о возможностях для достижения этих целей. (Один из журналистов остроумно спросил: «Вы собираетесь действовать в ситуации, когда против лома нет приема, если нет другого лома. Какой у вас „другой лом“?») Между тем пока у новой организации, судя по всему, с пунктами а) и б) не все получается.

Вот что читаем в пресс-релизе: «В ближайших планах Лиги привлечение в свои ряды всех заинтересованных в развитии образования — общественных структур, работодателей, образовательных проектов, средств массовой информации. Лига образования будет способствовать появлению новых гражданских и профессиональных организаций. Учредители Лиги надеются создать авторитетную организацию, которая будет достойным продолжателем традиций, а также партнером общества и государства в модернизации образования». Как разительно отличаются эти абстрактные словесные построения с вкрапленными в них штампами и легкими речевыми недочетами от сообщения, подготовленного французской стороной: «Цель Лиги образования — создать условия для доступа к образованию как можно большего числа людей. Одним из главных и первых свершений Лиги в XIX веке стало введение во Франции всеобщего бесплатного образования. Затем была организация публичных библиотек, вечерних образовательных курсов. Преподаватели собирали учеников после уроков и ехали заниматься в музеи, на природу (на деньги, собранные Лигой. —  С. В.). В настоящее время Лига организует лагеря для трудных подростков и лагеря с изучением иностранных языков, устраивает образовательные поездки на каникулах, спортивные и культурные мероприятия». Уловили разницу? Конкретные и простые (по формулировкам, конечно же) действия, понятные любому человеку — у «них»; размытая невнятица — у «нас». На этот контраст журналисты обратили внимание сразу же и буквально засыпали учредителей Лиги вопросами: «А что вы собираетесь делать? Какие конкретные задачи решать?» Ответ был замечателен: «Мы и собрали вас для того, чтобы посоветоваться, с чего лучше начинать. Проблем в образовании так много, что можно браться за все. Вот вы нам и расскажите, за что взяться поначалу». И окуная блинчики с телятиной в очередной соус, услужливо поданный вышколенными официантами, образовательные журналисты стали рассказывать.

А рассказывать есть что, как вы сами понимаете. И зарплата учителей, и проблема сельской школы, и статус профессии, и отсутствие молодых специалистов, и здоровье школьников. И чем больше рассказывали журналисты, тем больше сами удивлялись: а как же Лига с этим всем справляться собирается? На какие шиши? К тому же если у них во Франции годовой взнос для взрослого члена Лиги — 100 евро, а для школьника — 2 евро, то у нас планируется 10 тысяч рублей. Кто ж за такие деньги вступит в эту самую Лигу? Какой реальной поддержкой она будет пользоваться? И если во Франции — это мощное дерево с разветвленной корневой системой (5 миллионов человек, 30 000 местных организаций, 40 000 работников и сотни тысяч волонтеров), то у нас, похоже, собираются врыть в землю столб, который никаких ростков дать не сможет, поскольку и корешков нет.

Оказалось, что сомнения журналистов напрасны. Есть у Лиги силы. Потому что войдут в нее не физические лица, а юридические, то бишь самые разные организации, которые на образовательном поле уже существуют. Для того, чтобы совместно «решать проблемы». Которые действительно есть. И о которых, кстати, во время своей встречи с президентом Путиным говорила председатель профсоюза.

Очень хорошо, что у Лиги есть ресурс. Очень правильно, что про этот ресурс не говорится впрямую, но всячески на него намекается. Нельзя верить, воскликнем вслед за классиком, чтобы такой ресурс не был дан великим людям. Но остаются вопросы, которые хотелось бы, чтобы организаторы Лиги продумали перед презентацией, намеченной на конец ноября. Она состоится, кстати, в Питере, но совсем не потому, что вы подумали, а потому, что именно в Северной столице сто лет назад состоялось учреждение той самой, Первой, лиги.

Вот некоторые из них. Во Франции Лига — «негосударственная общественная организация, не зависящая ни от политических партий, ни от профсоюзов, ни от правительства. Тем не менее она обладает мощным влиянием и в принятии решений на уровне государства, которое уважает долгую и эффективную работу организации на благо образования». Скажите, только серьезно, у нас такое возможно? Чтобы ни от тех, ни от тех не зависеть — и быть мощными? Чтоб государство советовалось и уважало? Не приходится ли в реальности у нас выбирать: или мощный, или независимый?

Отсюда еще вопрос. Если Лига собирается возрождать традиции столетней давности, то как относиться к таким «традициям» (цитирую по «Исторической справке о Лиге образования»): "Деятельность отдела (Московского отдела Лиги образования. —  С. В.) была запрещена по приказу градоначальника? Мероприятия, намечаемые и проводимые Лигой, встречали постоянное противодействие со стороны официальных властей: запрещались съезды, выставки, публичные обсуждения проектов?? Такой сценарий развития событий имеется в виду?

Наконец, как сделать так, чтобы Лига не превратилась в еще одну организацию, а стала реальной, консолидирующей всех силой? Как привлечь туда простых людей? Как заставить этих людей поверить в саму возможность изменений и в то, что их голос кому-то нужен?

Впрочем, организаторы Лиги и сами признаются, что находятся еще в начале пути и многое им не ясно. Собственно, и стремление обсуждать идеи перед тем, как начать их воплощать, похвально, особенно если обсуждение не ограничится одной лишь прессой и выйдет за пределы бульварного кольца. Пожелаем организаторам удачи в их начинании (тем более что им есть чем заниматься и без этого нового проекта) — и все-таки напомним: будьте проще, конкретнее, предметнее. Если вы поставите перед собой одну маленькую задачу и решите ее, то с Лигой свяжется представление об успехе и реальных возможностях. Ну вот хоть такую: почему-то льготы для школьников в пригородном транспорте предоставляются только с 1 октября и только по 15 мая, хотя всем известно, когда начинается и заканчивается учебный год. Разрешить эту ситуацию многолетнего и непрекращающегося абсурда — чем не удачное дело для начала?

Сергей Волков, «Русский Журнал»
http://www.russ.ru/politics/reakcii/svyazannye_odnoj_ligoj