FrançaisEnglishРусский
Лига образования / Публикации / А ваши учебные задания помогают стать ближе к детям?
 
13.09.2012

А ваши учебные задания помогают стать ближе к детям?

1 сентября

Недавно в «Павловской гимназии» при содействии Лиги образования прошел Международный фестиваль деятелей образования, в работе которого приняла участие Национальный учитель года США, учитель английской литературы из Калифорнии Ребекка Миелиуоки. На встрече с участниками фестиваля она подчеркнула: «Главное для учителя – понять, что  любят и ценят его ученики. Это важно сделать в самом начале, когда педагог приступает к работе с новым классом. И тогда понимание мира учеников позволит учителю лучшим образом выстроить свою работу». Мы встретились с Ребеккой Миелиуоки и попросили педагога рассказать о том, как все это происходит на практике в ее классе. 

– Я работаю с учениками 7-х классов, которым по 12–13 лет. На нашей первой встрече я прошу детей принести в школу фотографии или рисунки, где изображено то, что является для них важным. Это могут быть изображения людей, животных или предметов. Все картинки мы прикрепляем на информационную доску, и получается коллаж.

Информационная доска разделена на несколько частей по числу школьных сессий (учебный год в американских школах состоит из сессий). В течение сессии одна часть постепенно заполняется различными картинками, и я все больше узнаю о том, что важно для моих учеников. Эти знания становятся для меня источником вдохновения в работе.

Также с первой недели ребята начинают заполнять так называемую «Книгу класса»: там они размещают свои фотографии, информацию о себе, в том числе описывают, чем любят заниматься, рассказывают о случившихся в жизни интересных событиях, переписывают понравившиеся им цитаты из книг. В этой же книге дети формулируют определенные жизненные правила, которые представляются им важными. А я прошу детей, чтобы, читая литературные произведения, они старались дополнить (а может быть, и изменить) свои жизненные принципы.

– То есть понимание внутреннего мира учеников позволяет направить предметное обучение на развитие личностных качеств и мировоззрения…

– Есть три главные причины, которые побуждают меня начинать нашу работу таким образом. Во-первых, это просто позволяет знать, чем живут мои ученики, и быть ближе к ним. Во-вторых, это важно, чтобы создать дружелюбную среду в классе, обратить внимание учеников на их одноклассников с другой, неизвестной им стороны.

Еще одна причина – требования образовательного стандарта. Главное, что спрашивают на выходе, на экзамене в седьмом классе, – это умение слушать, умение высказываться публично, аргументировать свою позицию и задавать критические вопросы. Чем лучше я знаю своих учеников, тем проще мне подобрать или придумать задания, которые сработают на развитие этих навыков.

– Вы можете привести конкретный пример?

– Один из моих приемов заключается в том, что я прошу своих учеников составить 10 серьезных, важных вопросов и сделать аудиозапись интервью с любым человеком. Это может быть как взрослый человек, так и ребенок, например, одноклассник. А после того, как работа завершена, я прошу учеников прийти в класс и поделиться тремя минутами, которые они считают самыми важными в этой записи. Так вот, год назад в мой класс пришла девочка Келли, к которой ребята отнеслись не слишком доброжелательно. Спустя какое-то время Келли взяла интервью у своей мамы, а затем поделилась с ребятами историей своей семьи. Из этой истории дети узнали, как она осталась без отца (он умер от рака) и как год спустя обнаружилось, что у нее тоже рак, а потом ей сделали операцию на ноге (поэтому Келли ходила в школу в сапогах необычной формы). И это изменило отношение ребят к девочке.

– Вы ориентируете своих учеников на то, чтобы в процессе чтения рассказов и романов они переосмысливали собственные жизненные принципы. И что же – это переосмысление происходит?

– Однажды, когда ребята читали роман Харпер Ли «Убить пересмешника», я попросила детей определить тот момент, где у главного героя проявляется его кредо, его жизненная позиция. То есть критический момент, где образ героя раскрывается в полной мере. Я попросила выписать это кредо героя и сравнить с их собственным, найти различия и сходство. Потом сопоставить эти принципы и подумать, не изменилось ли что-то в их жизненной позиции при чтении книги. Как правило, у двенадцатилетних детей суть жизненного кредо сводится к тому, что «Я хочу все и хочу, чтобы все мне доставалось без каких-либо жертв», а герой книги «Убить пересмешника» пожертвовал очень многим.

Сталкиваясь с этим противоречием, ребята начинают задумываться о своих установках. Один из моих учеников написал в эссе, что «его кредо сильно отличается от кредо героя романа, но в конце учебного года он понял, что иногда все же приходится чем-то жертвовать».

Я использовала этот прием еще и для того, чтобы поговорить с детьми о статических и динамических героях, чтобы дети подумали, являются ли они статическими героями, которые остаются теми же, не важно, какие события происходят, или они динамические герои, которые меняются под влиянием событий (кстати, в это же время мой партнер – учитель общество­знания – говорил с ребятами о динамических изменениях в обществе).

Таким образом, я стараюсь побудить детей к размышлениям о том, что для них является важным в жизни, и расширить их представления о важных вещах. Кроме того, существуют приемы, которые стимулируют к размышлениям о будущем, о собственной жизненной перспективе. Так, у меня в классе есть огромная карта Америки, где дети в конце года прикрепляют свое кредо на данном этапе жизни и свое фото на том месте, где находится штат, куда бы они хотели поступить в колледж.

– У многих российских учителей существует проблема: как сочетать работу на требования стандарта и творческие устремления, направленные на развитие детей? Насколько этот вопрос актуален для американских педагогов?

– Эта проблема у нас активно дискутируется учителями по всей стране. Учителя, особенно творчески работающие учителя, находятся под давлением, поскольку требования стандарта очень строги. Но в то же время у американских педагогов есть абсолютная свобода в том, каким образом достигать выполнения этих требований. Обучение в американских школах в большой степени является неформальным. Поэтому некоторые учителя находят выход в том, что предлагают ученикам изучить теоретическую часть дома, а на уроках дают различные творческие задания, нацеленные на развитие и практическое применение тех или иных навыков. Например, одно из требований стандарта состоит в том, что дети должны уметь аргументировать свою позицию в письменной речи. Так вот, однажды я начала урок с заявления о решении директора убрать из программы одну новеллу (на самом деле это была неправда). Мы обсудили это решение с детьми и договорились, что ребята напишут эссе, где приведут свои доводы, «почему эту новеллу стоит оставить в программе». Замечу, что иногда учителя дают детям подобные задания – написать сочинение на определенную тему с изложением доводов «за» и «против» какой-либо позиции, – но без указания адресата. Однако, по моим наблюдениям, работа идет гораздо продуктивнее, когда адресат известен: у детей в этом случае появляется больше мыслей и им бывает проще выстроить свою аргументацию. Итак, когда эссе были написаны, я их собрала, проверила, но не раздала детям, а сказала, что их аргументация повлияла на решение школьного совета, и новелла будет оставлена в программе с условием, что дети продумают, как увеличить посещаемость школьной библиотеки и сделать эту новеллу более востребованной среди читателей. После чего класс разделился на команды, каждая из которых разработала и провела небольшую кампанию по рекламированию новеллы.

– «Рекламная» часть задания тоже была направлена на развитие навыка, который заложен в стандарте?

–  Это задание работало на то, чтобы дети учились решать практические, жизненные проблемы. Здесь я хотела бы подчеркнуть, что для меня важно не ограничиваться тем, что требует стандарт, а дать детям гораздо больше. Поэтому на моих уроках много заданий, которые развивают креативное мышление. Приведу еще один пример. Я предлагаю ученикам разработать программу для айфона, которая могла бы служить детям более младшего возраста навигатором по школе. Программа может быть в какой угодно форме (допустим, в виде игры или карты), с указанием самых разнообразных вещей (предположим, места, где можно найти учителя, который в случае необходимости даст консультацию в выполнении домашнего задания, или где можно встретить какого-то вредного ученика-задиру…). Ребята должны продумать, какие будут символы в программе, как она будет работать, сколько она будет стоить – то есть практически продумать всё. 7 класс – это та ступень, когда ребята уже многое знают о школе, в том числе и то, что им хотелось бы изменить. Эти знания можно использовать, чтобы сделать школьную жизнь детей более комфортной. И что еще немаловажно: если вы предлагаете детям такого рода задания, они не пытаются противостоять вам (как это бывает в случае, когда вы пытаетесь заставить их выучить что-то), а начинают двигаться в одну сторону с вами: «А какую следующую штучку выкинет эта “сумасшед­шая”?»

– Вероятно, и в России, и в Америке есть учителя, которые ориентируются в основном на стандарт, и есть учителя, которые хотели бы дать ребенку гораздо больше, чем это предполагается стандартом. А как вы пришли к пониманию ваших педагогических целей? Что вам помогло в этом?

– Прежде всего я должна пояснить, что в душе я – вечный ребенок. Всегда помню, какой я была в детстве и что мне тогда было нужно. Это помогает понять, что нужно моим ученикам. Смотрите, главная функциональная обязанность учителя – пройти учебную программу. А для детей задача № 1 – пройти через школьный опыт и получить удовольствие. Так что в определенном смысле мы движемся в разных направлениях, и нам необходимо найти точку, где мы сможем встретиться. Это тот момент, когда в работу вступает творчество педагога.

Кроме того, для меня очевидно, что мир, каким он был в моем детстве, и мир сейчас – абсолютно разные миры. И я хотела бы укрепить и развить у детей те качества, которые помогут им реализовать себя в будущем. Это непросто, поскольку среди тех, кто управляет системой образования, есть немало людей, которые хотят, чтобы мы преподавали всем детям одно и то же, иногда это должно происходить в один и тот же день, в одну и ту же минуту. Но дети не роботы. Это потрясающие, уникальные люди. И задания, которые я использую на своих уроках, помогают мне понять, кто этот конкретный ребенок: «ты – танцовщица», «ты – художник», «ты – инженер»… Задания помогают открыть таланты, которые скрыты в детях, и поддержать их.

А самое важное – я помню, кем были для меня мои учителя, что они видели во мне, как меня поддерживали и пытались понять и развить мои таланты. Это то, о чем я никогда не забываю. И то же самое я пытаюсь делать на своих уроках каждый день.

http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201201511