FrançaisEnglishРусский
Лига образования / Публикации / Равногогика – это возможность учиться друг у друга
 
29.08.2012

Равногогика – это возможность учиться друг у друга

Независимая газета


«Мы знаем, что электронное образование подразумевает онлайн- и дистанционное обучение. Но современные школьники и студенты уже довольно активно используют для обучения и социальные сети. Благодаря этому образование начинает приобретать некую степень свободы, которая выражается в персонализации обучения», – рассказывали учителям на Международном фестивале деятелей образования, который на днях завершился в Москве. Его провела Лига образования.

«Этот процесс не надо путать с индивидуальным обучением. Индивидуальное – это когда кто-то руководит обучающимся и индивидуально для него выстраивает процесс обучения. Персонализация – когда человек сам берет на себя ответственность за
свою образовательную траекторию. Одним словом, он изучает то, что ему интересно», – рассказывает «НГ» Иван Травкин, преподаватель кафедры математики Сахалинского госуниверситета. Кстати, в былые времена Иван, по собственному
признанию, никогда не стал бы студентом престижных Стэнфордского или Оксфордского университетов. Но сегодня и не такое возможно.

Известные американские вузы взяли направление на открытость образовательных
ресурсов еще несколько лет тому назад. Зачем? Почему капиталисты (на Западе все
престижные вузы платные) на время забыли о бизнесе, выкладывая в Сети все:
тематическое планирование, задание для экзаменов, контент и т.д. «Да, все это
выглядит сумасшествием, – согласен со мной Иван, – и почти не логичным… Но Билла
Гейтса как-то спрашивали о контроле рождаемости в африканских странах. И Гейтс
сказал, что, как только люди начинают жить лучше, рождаемость падает. Без всякой
контрацепции. Когда люди живут очень бедно, у них рождается много детей. Это
такой естественный способ защиты у них себя и своей семьи. Семья Гейтс помогает
людям в африканских странах получать образование. В общем, вывод такой: чем
больше людей получат хотя бы среднее образование, тем лучше станет обстановка в
обществе».

В общем, на Западе считают, что лучше пусть он будет образован, чем на улице
и с ножом пристает к прохожим. У нас же такого движения открытости вузов пока
нет, в лучшем случае эти ресурсы бесплатны, что означает: «Смотри, но не
трогай!» Отличительная же черта открытого ресурса состоит в том, что он
(простите за каламбур) открыт. Это означает, что любой человек может взять
материалы, которые предоставил, например, Массачусетский технологический
университет, и составить из них собственный курс, создать учебник и
распространить его среди своих учеников. Что Иван взял и в свое время сделал. А
потом так увлекся электронным образованием, что сегодня тема его исследований
связана с изучением тенденций в электронном обучении, с самообразующимся
образовательным процессом.

Технология этого процесса на первый взгляд проста. Надо найти людей, которые
помогут в процессе обучения, материалы и… начать формировать свое
образовательное (учебное) сообщество (сеть). То есть людей, с которыми можно
взаимодействовать. Принципиальная вещь заключается в том, что в отличие от
традиционного обучения обучающийся здесь может выбирать тех людей, которые ему
интересны. Конечно, можно учиться и самостоятельно. Но люди втянуты в общение,
они объединяются и вместе пытаются изучить тему. И не всегда с ними есть
преподаватели. Бывает, что в эти сообщества попадают люди, относящиеся к кругу
экспертов. И они на какое-то время становятся модераторами. Но в основном
обучение в Сети – это обучение равных. Оно даже название такое получило –
«равногогика». Термин заимствован у американских социологов, и Рейнголд, один из
авторов учения, понимает под этим любой вид самоорганизации для взаимного
обучения.

«Тем, кто часто работает с Интернетом, понятно, что все здесь упирается в
поиски качественного контента, – говорит Иван Травкин. – На Западе утверждают,
что брать контент из Интернета – все равно что пытаться напиться из пожарного
гидранта. Можно захлебнуться. В какой-то момент начинающий обучаться в Сети
действительно захлебывается в этом потоке информации. Но навык работы с массивом
контента постепенно приходит. Потом уже участник не только фильтрует информацию,
но и добавляет в нее дополнительную ценность. Делясь ссылкой, человек делится
своей микрорефлексией. Здесь формируются многие навыки, которые это общение
порождает. Но главное – это скорее навык критического мышления».

Естественно, обучение в Сети не заменяет формального обучения, которое дает
основу знаний. С другой стороны, если кто-то поступил в вуз и берет только это
самое ядро, он устарел уже на момент поступления. «Если к формальному обучению я
добавляю неформальное, – говорит Травкин, – я выхожу со специализацией. Вопрос
сегодня состоит в одном – можно ли этому дать масштабное решение. Пока я не
видел таких решений даже на Западе». Наверное, это и невозможно. Для
самообучения в Сети нужна довольно сильная мотивация.

Ведь захотел же простой юноша из Южно-Сахалинска зайти в читальный зал
Стэнфордского университета. И у него получилось.