FrançaisEnglishРусский
Лига образования / Публикации / Юлия Пронина: “Надеюсь, что стандарт заставит людей работать”
 
22.10.2013

Юлия Пронина: “Надеюсь, что стандарт заставит людей работать”

 Юлия Пронина, воспитатель детского сада № 69  Старого Оскола (Белгородская область) известна участникам Всероссийского интернет-педсовета тем, что ее команда “Ладушки” была одним из лидеров турнира педагогических команд. Воспитатели детских садов оказались в этом проекте в меньшинстве, но Юлия и ее коллеги достойно представили дошкольное образование. В этом году Пронина вступила в Лигу образования и надеется привлечь к своей авторской образовательной программе широкую педагогическую общественность. В преддверии дебатов “Дошкольное образование: перегрузка или перезагрузка”, которые начинаются сегодня, мы попросили ее рассказать, как введение новых ФГОС отразилось на жизни воспитателя детского сада.

- Для нас стандарт не стал громом среди ясного неба. Как только начальная школа начала переходить, так и нас обязали готовиться. Тема преемственности дошкольного и начального образования обсуждалась широко, а я вообще на этом делала ставку в своей работе: с учителями давно сотрудничаем, мой опыт в этом направлении даже разместили в муниципальном банке данных. Поэтому ничего не изменилось вообще. Единственное: два месяца - август и сентябрь пришлось потратить на то, чтобы переписать все планы, программы под новый документ.

 Требование начальной школы -  подготовленный ребенок, умеющий читать, писать. И это требование не в последний год появилось. Раньше у нас в сентябре в школах официально проводили рейтинг дошкольных учреждений: кто как работает, оценивали по результатам выпускников. Хотя  мы всегда против этой процедуры выступали (в первом классе проводить мониторинг вообще нецелесообразно, тем более в начале учебного года, когда дети незнакомы ни с обстановкой, ни с учителями, зажаты), она все-таки заставляла подтягиваться. Сейчас рейтинг вроде как отменили, но негласно он все равно есть.

Кроме того, родители сейчас выбирают себе учреждение. Если раньше этого не было, то теперь электронная очередь: они записываются через интернет и могут выбрать несколько детских садов сразу. По выбору родителей, по количеству забронированных мест мы тоже можем видеть внешнюю оценку.

- Новый стандарт предусматривает изменение условий подготовки дошколят. У вас есть какие-то подвижки в этом направлении?

-  Новые стандарты предполагают вообще наличие нового оборудования, но нам никто этого даже не обещает. Финансовое положение  города очень сложное. Мы обеспечиваем все своими силами.  То есть, если нужно использовать мультимедийную технику (а у нас в учреждении ее нет), то я детей веду в другое учреждение, где оно есть.  Также приходят к нам те, у кого нет того, что есть у нас.

Но если, например, плохая погода, то я не могу водить сначала одну подгруппу, а потом - другую (с ними занимаюсь по подгруппам).  Конечно, если требуют от нас результатов, то, должны создать нам условия, чтобы мы их могли достичь.

- Ну что-то дает вам внедрение стандарта?

- С одной стороны, дополнительные обязательства. Раньше основная функция детского сада была - присмотр и уход. Сейчас мы являемся уже первой ступенью образования. С другой, некое моральное признание: мы (дошкольники) теперь особо выделенные, можно сказать, попали в элиту образования. Но  изменений я не вижу вообще. Все только на бумаге: как мы проводили образовательную деятельность, так мы ее  и проводим.  Только раньше это называлось  “занятие”.

Надеюсь, конечно, что стандарт заставит людей работать. Те, кто привык осуществлять присмотр и уход, они как бы сейчас обязаны пошевелиться, потому что требования к педагогу ужесточились, и как к личности, и как к профессионалу.  Например, в нашем детском саду, мы сейчас работаем теснее: и музыкальные руководители, и руководители по физическому воспитанию, и воспитатели.  Если у нас, скажем, неделя защиты животных, то я провожу по этой теме непосредственно образовательные занятия,  а тот же музыкальный руководитель не может оставить без внимания, и он должен быть “в теме”. Поэтому в такой коллективной работе даже самые недобросовестные работники должны будут участвовать.. или им придется оставить место.

Я  максималист и считаю, что работая с детьми, надо отдаваться на все 100 процентов. Конечно, если человек ленивый, тунеядец, то, наверное, никакой стандарт не заставит его... Но.. многое зависит от руководителя. Если руководитель заинтересован в негласном рейтинге, то он и будет толкать своих сотрудников развиваться.

- А как подготовить идеального педагога дошкольной образовательной организации?

- Молодых специалистов нужно поддерживать морально и материально.  Они приходят, а их ставят на ясли. А там  - сопли, шум, гам, и они...сбегают. Ну, или наставничество ввести какое-то. Человек контактирует с опытным педагогом. Не с точки зрения указаний, а с точки зрения советов.  Чтобы молодой специалист не думал о каких-то домашних неотложных вещах, то нужен общий уровень его жизни поднимать.  

Уверена, проблемы с кадрами всегда будут, потому что идеальный педагог, когда это не вымученно, невыученно, а... изнутри.