FrançaisEnglishРусский
 

Социально-экономическое положение педагогов в середине 2015 года

Исследование проведено электронным СМИ Pedsovet.org по заказу Лиги образования и Общероссийского профсоюза образования с 13 по 27 апреля  2015 года в онлайн-форме.

В опросе приняли участие 2384 человека из практически всех (84 из 85) субъектов Российской Федерации. 80 процентов  респондентов - старше 40 лет. Наибольшее количество опрошенных - в  возрасте от 40 до 55 лет (60 процентов).

Процент респондентов приближенно  соответствует  возрастной структуре работников образования в стране. Статистика опрошенных  точно совпала со статистикой по стране -  женщин среди педагогов - 92,6 процента. Мужчин ответило на вопросы - меньше 10 процентов - в основном в возрасте от 40 до 55 лет. Основная группа респондентов  - “педагог основной школы организации общего образования” (55 процентов).  



возраст.png


В семье три человека, один из них - ребенок

Семья педагогов не отличается от среднестатистической российской. В среднем она состоит из трех человек, один из которых - ребенок. Число одиноких среди педагогов (тех, кто назвал свою семью в количестве 1 человека) - 7,5 процента ( в основном в возрасте от 40 до 55 лет).

Больше всего детей - в семьях указали респонденты их Ярославской области (18 детей), Москва (15 детей), Ленинградской области (12 детей), республика Бурятия (12 детей) Краснодарского края (10 детей). Регионов, в которых  преимущественно 3 или 4 ребенка в семье: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Иркутская область, Свердловская область, Самарская область,Тюменская область, Омская область, Челябинская область, Пермский край, Ставропольский край, ХМАО-Югра.

 

Доход педагогов - выше прожиточного минимума

Средняя величина общего дохода семьи педагога в исследовании составила  чуть больше 44000 рублей. Если соотнести эту величину со средним количеством человек (3 человека), то на одного члена семьи  будет приходиться 13669 рублей. Это значительно выше официально установленного прожиточного минимума.  При этом доход выше 100000 рублей на семью имеют менее 10 процентов семей, а доход менее 10000 рублей - менее 1 процента. Наиболее высокие доходы в семьях педагогов основной школы. За исключением 18 благополучных регионов, по данным наших респондентов, по меньшей мере  одна семья  педагогов живет у черты бедности.  

Распределение доходов в зависимости от должностей респондентов:


Должность респондентов

Средний доход семьи, рублей

Педагоги/воспитатели дошкольного образования

43815

Педагог начальной школы организации общего образования

41091

Педагог основной школы

43388

Педагог организации дополнительного образования детей

36120

Заместитель руководителя образовательной организации

47861

Руководитель образовательной организации

52132



Наибольшее количество семей с максимальными доходами, превышающими средний показатель на одного члена семьи более чем в 1,5 раза: ХМАО-Югра,  Москва и Санкт-Петербург. Регионы с наличием семей с минимальных значений дохода на одного члена семьи ниже среднего в 3-5 раз: республика Марий Эл  и Пермский  край.


Регионы с наиболее высоким уровнем дохода

Средний доход семьи

Регионы с наиболее низким уровнем дохода

Средний доход семьи

Чукотский АО

230000

Чеченская республика

18000

Магаданская область

100000

Республика Карачаево-Черкессия

20575

ЯНАО

74545

Костромская область

23000

Москва

73529

Республика Тыва


23000

Камчатский край

68400

Курганская область

23088

ХМАО-Югра

67630

Республика Калмыкия

27000

Санкт-Петербург

66731

Алтайский край

27364

Сахалинская область

66600

Республика Мордовия

28000

Московская область

63509

Псковская область

28292


Учительские семьи живут в долг, но в своем жилье

Большинство семей педагогов делали крупные траты (бытовая техника или компьютеры) больше двух лет назад (59,3 процента).  Вполне  возможно, что эти траты были сделаны с помощью кредитов, так как почти 60 процентов учительских  семей  живут в долг.

Доходы в семьях учителей  тратится  в основном на обеспечение элементарных потребностей.  Еда на первом месте. На втором - здоровье, на третьем - одежда. Учитель не был бы учителем, если бы на четвертом месте  в статьях его расходов не появилась бы строка - “на книги и канцелярские принадлежности и материалы для работы”. Также в разделе “другое” чаще указывались выплаты на кредиты, в том числе ипотечные, а также коммунальные расходы и очень-очень редко - на путешествия.  Тем не менее, о наличии ипотечных кредитов заявили всего лишь 7,5 процентов опрошенных. Большая часть респондентов, 68,5 процента  имеет собственное  жилье, 11,6 процента живут у родителей/родственников и особенно велика их доля в возрасте до 25 лет.  Аренда, социальный найм и ипотека - до 10 процентов в каждом варианте. Меньше всего респондентов проживают в служебном жилье.

География регионов практически не влияет на наличие и отсутствие кредитов у респондентов.  Самый большой процент имеющих кредит в группе респондентов до 25 лет - 65 процентов.


покупки.png


Утром в школе, вечером - на огороде

Только треть опрошенных не имеют дополнительного к зарплате заработка. Большинство  имеют иные доходы. Самый популярный вид “учительского бизнеса” - репетиторство (почти четверть опрошенных). Еще четверть работают “на двух работах”. В качестве способов пополнения семейного бюджета 7,6 процента респондентов назвали сезонные работы, которые популярны во время летних каникул. Другие формы доходов - ведение подсобного  хозяйства, оказание бытовых услуг, продажа косметики и работа аниматором. Существенным источником пополнения бюджета называется и пенсия.

Ответы о дополнительном заработке “нет, так как нет времени” позволяют предполагать, что еще не менее десяти  процентов респондентов хотели бы иметь возможность дополнительного заработка. Свой бизнес есть только у 25 человек (это один процент от опрошенных).


Кошелек в кармане - лучше чем электронный

Педагоги оказались практически на сто процентов охвачены банковскими услугами, скорее всего, потому, что зарплату бюджетникам перечисляют на пластиковые карты. А вот интернет-банкингом пользуются только 14,4 процента опрошенных, еще меньше - электронными деньгами (6,6 процента). Это говорит о том, что покупки делаются в основном по месту проживания.

счет в банке.png

Рост цен пугает больше всего

Рост цен из всех экономических проблем является источником волнения для абсолютного большинства (указали 71,4 процентов респондентов). Далее следует  сокращение заработной платы - отмечают  53,1 процента респондентов. Третья по значимости проблема “риск потерять работу самому или члену своей семьи (один из вариантов - не найти ее для члена семьи)”, ее указали  36,8 процентов респондентов. Из других проблем -  вынужденный выход на пенсию. Очень немного, но среди ответов об экономических  проблемах есть ответы “нет” и “все проблемы решаю по мере поступления”.



Занятие благотворительностью: полюби ближнего своего

Для наших респондентов это преимущественно оказание помощи близким, так ответили 46 процентов из них. Поддерживают, когда обращаются за помощью или конкретные проекты 38,5 процентов респондентов. Отправляют деньги в благотворительные фонды 12, 1 процент респондентов, в волонтерском движении участвуют только 6 процентов респондентов. Не  занимается благотворительностью вовсе очень немногие, около 10%.


Учитель рассчитывает только на себя

По итогам опроса получается, что учитель  - один в поле воин, рассчитывает в трудной ситуации в основном на себя (60,9  процентов) и максимум на близких и семью  (36,8 процента).  Коллеги, государство и профсоюз набрали примерно одинаковое число голосов. Есть среди немногочисленных ответов  “не на кого рассчитывать” или  “на Бога”.

На близких  рассчитывает в основном молодежь (59 процентов до 25 лет), а в меньшей степени на себя - старшая группа респондентов, в ней доля рассчитывающих на себя сокращается до 46 процентов.



Все плохо, но в будущее смотрю с оптимизмом


Большинство опрошенных заявили о том, что их экономическое положение за последние полгода ухудшилось. Причем, о значительном ухудшении говорят 12, 9 процентов опрошенных

Тем не менее, несмотря на все экономические сложности, педагоги смотрят в будущее  - “спокойно и с оптимизмом” (если суммировать оптимистические высказывания, то получится - 63, 4 процента). Соотношение оптимистов и пессимистов не меняется от уровня доходов семьи. По регионам и оптимисты, и пессимисты распределены среди респондентов  также практически равномерно.

Встретились среди респондентов и те, кто не думает о будущем и живет одним днем, а также и вполне ожидаемые ответы “некогда смотреть, не думаю, просто работаю”. Предсказуемо, что в группе респондентов до 25 лет пессимистичных взглядов на будущее нет вообще, а оптимистов - 42 процента, и это тоже самый высокий показатель среди возрастных групп. С возрастом оптимистичность взглядов на будущее у респондентов снижается, в группе старше 55 лет их остается только 19 процентов. А вот пессимистов больше всего оказалось в группе  тех, кому от 40 до 55 лет - 36 процентов, и связано это (судя по дополнениям респондентов к ответам) с предстоящим выходом на пенсию.